ИСТОРИКО - КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Автор: Администратор Опубликовано: 16.12.2016, 11:34 Просмотров: 19614

 Орловское полесье дарит людям не только природные богатства, эта земля имеет огромное историко-культурное наследие. На территории национального парка «Орловское полесье» сохранилось множество населенных пунктов – сел и деревень, культурные традиции которых формировались на протяжении веков и дошли до наших дней.

 Начало археологических исследований на территории современного Полесья относится к 70-м гг. XIXв. За все это время до наших дней раскопки проводили такие ученые-археологи, как: А.Н. Пупарев, В.Р. Апухтин, Н.И. Абрамкин, Н.П. Макаров, Т.Н. Никольская, Л.Н. Красницкий, С.Д. Краснощекова и многие другие.Первые сведения о памятниках археологии на территории Хотынецкого района приводил Орловский краевед А.Н. Пупарев, сообщивший о городище Хотимль-Кузменково в 1877 г.

 

Городище Радовище

 Находится Примерно в километре от деревни Радовище.Городище – от слова «городить», «огораживать» (кстати, среди местного населения до сих пор бытует слово «горожа», в значении «забор, ограда»).

 Городище было открыто в 1902 г. орловским археологом В.Р. Апухтиным. Оно представляет собой древнейшее из известных на Орловщине укрепленных поселений (середина Iтыс. до н.э. - эпоха раннего железного века). Поселение относится к типу так называемых «болотных городищ». Это единственное из известных в регионе однослойных городищ второй половины Iтысячелетия до н.э.

 Строителями и первыми поселенцами городища были верхнеокские балты- дославянское население лесной полосы европейской части России, сложившееся к середине Iтысячелетия до н.э. на основе племён бронзового века. Балтов, как и их потомков, относят к индоевропейцам.

 Орловские археологи Л.Н. Красницкий и Т.Г. Борнякова предполагают, что верхнеокские балты первыми открыли историю населения Орловского края, а городище Радовище стало первым городищем на Орловщине.

 На вершине «болотного острова» балты выровняли площадку, для увеличения крутизны подрезали склоны (особенно с севера и юга), построили кольцевую систему оборонительных укреплений (ров и два земляных вала).

 Остатки городища Радовище хорошо видны и сейчас, хотя его поверхность повреждена ямами военного времени и поросла лесом. Они представляют собой подковообразную земляную насыпь высотой до 2,5 м. Площадка городища овальной формы размером 88х44 м вытянута по линии запад-восток некогда была защищена кольцевым валом до 2 м высотой и рвом, достигавшим ранее глубины до 2 м. По внешнему краю площадки на вершине вала были вертикально вкопаны колья или бревна, между которыми вплеталась кольцевая изгородь из двух рядов жердей. Эти параллельные стены связывались поперечными перегородками и обмазывались глиной. В западной части городища в валу был проход (вероятно, здесь были устроены ворота или подъемный мост). Это было мощное и защищенное укрепление древних людей.

 Внутри городища середина площадки оставалась незастроенной. Примыкая к оборонительным сооружениям, по краю площадки стояли небольшие жилые постройки с каркасно-столбовой конструкцией стен, сплетенных из прутьев и обмазанных глиной. Постройки имели скатные камышовые или драночные крыши. Отапливались жилища открытыми очагами, расположенными в центре или в углу.

 В хозяйстве живших здесь балтов важное место занимало рыболовство и охота. На территории городища найдены многочисленные фрагменты массивных глиняных грузил для рыболовных сетей, которыми ловили здесь щуку, окуня, карася, линя, леща, сазана, сома, язя, плотву и др. Немалую роль в хозяйстве балтов играли земледелие и скотоводство. Кроме того, балты занимались собирательством и бортничеством (сбор меда диких пчел).

 Городище несколько раз подвергалось разрушению. На рубеже нашей эры жизнь на нем прекратилась. В последующие века мощные земляные укрепления с валами и рвом, даже с разрушенными постройками, не оставались без внимания славянских племен, в частности, вятичей, пришедшими в наш край в IV-Vвв. нашей эры.

Городище входит в список посещения объектов Обзорной экскурсии.



 Курганный могильник Радовище

 Один из самых больших среди сохранившихся могильников XI-XII вв. на Орловщине расположен в окрестностях деревни Радовище. Он включает в себя 22 насыпи высотой от 1,5 до 2,5 м, диаметром 10-20 м. Все они расположены на площади 320x280 м.

 Впервые один из курганов в 1902г. исследовал орловский краевед и археолог В.Р. Апухтин. Он установил, что курган содержит захоронение с западной ориентировкой, характерной для вятичей XI-XIII вв., долго не принимавших христианский обряд погребения.

 Курганный могильник Радовище, предположительно, служил местом захоронения в течение нескольких веков. Вятичи кремировали своих умерших соплеменников. Их останки помещали в глиняный сосуд, который погребали обычно без ямы и засыпали землей. Так возникал курган. Позже сюда же хоронили останки от последующих кремаций.

 Курганы вятичей округлы и невысокие, в среднем около 2 м. Инвентарь погребений разнообразен, у женщин – семилопастные височные кольца, бусы из глины, цветного стекла и красного халцедона, решетчатые перстни, медные браслеты, у мужчин – поясные пряжки, ножи, шейные гривны из меди. Почти во всех погребениях присутствует керамика с линейным и волнистым орнаментом.

Только в XIV-XV вв. вятичи почти полностью отказались от захоронения в курганах.

 

 Городище Хотимль

 Городище является остатками самой крупной в Орловской области крепости - древнерусского города Хотимля. Археологический памятник находится на берегу водоема в деревне Хотимль-Кузменково в семи километрах от поселка Жудерский. Городище относится к памятникам федерального значения.Судя по размерам и мощным укреплениям, Хотимльское городище в XI-XIVвеках являлось одной из самых крупных крепостей удела. В письменных источниках Хотимль впервые упоминается в 1499 году в жалованной подтвердительной грамоте Великого князя Литовского Александра князю Сименону Ивановичу Можайскому.

 Городище занимает территорию правого берега безымянного ручья, левого притока реки Вытебеть. Овальная площадка размером 200х170 м возвышается над ручьем на уровне 4-5 метров. Она окружена кольцевым валом, местами достигающим до 5 м. В древности перед валом находился ров двухметровой глубины. Городище сочетает признаки как болотного, так и мысового типов укрепленных поселений.

 Реконструкция показывает, что в древности на хотимльском валу стояла рубленная стена с башнями. В самый детинец вели не менее двух ворот. Внутри крепостного сооружения помещались хоромы княжеского наместника или боярина, разного рода складские постройки и осадные клетки местного населения. Внутри крепостных стен имелся родник, образовавший пруд. В случае длительной осады крепость оказывалась снабженной водой.

 Деревянные укрепления Хотимля были разрушены предположительно в 1310 году.

Сохранились местные предания, которыми население объясняло себе наличие древних сооружений практически рядом со своими избами. Якобы этот городок с чугунными воротами и подъемными мостами построила себе царица, бежавшая от лютого мужа.

 В сельской школе Хотимля организован краеведческий музей, в экспозиции которого представлены материалы, найденные при раскопках древнего городища – фрагменты гончарной керамики ХII-ХVIIвеков. Сохранились и более поздние предметы быта  – ткацкий станок, плетушки из бересты, ступа для сбивания масла.

 

 Комплекс селищ в Булатово

 Булатово, раскинувшееся среди полей и холмов на реке Вытебеть, широко известно в Орловской области своими археологическими памятниками почепской культуры.

 Археологи датируют почепскую культуру I-IIIвв. н.э. (Ранний железный век). Вторжение этих племен в наши края было агрессивным. Там, где возникалаи столкновения с местным населением, прежняя жизнь прекращалась, как это случилось, в частности, с городищем Радовище.

 С началом пашенной обработки земли на территории Орловского края связано появление в Орловском полесье племен почепской культуры. Ее принесли с собой почепцы со своей прародины Приднепровья. Группа селищ Булатово была открыта археологами И.К. Фроловым и Т.Н. Никольской в 1976 году. Комплекс включает в себя три неукрепленных поселения почепской культуры (I-III век н.э.).

 Селище Булатово-I размером 200х150 метров расположено на высоте 4-6 метров над поймой левого берега Вытебети. Керамика этих племен толстостенная, украшена насечками и вдавлениями по венчику. Есть и фрагменты с лощеной поверхностью, характерные для почепской культуры. Интересно, что верхний культурный слой в Булатово-I принадлежит более поздней мощинской культуре (IV-VIIвв. н.э.). Мощинцы были предшественниками славян на Оке. Древнерусские летописи знают их как «голядь». Племена мощинской культуры, вероятно, влились в славянские племена вятичей, расселившихся здесь в VIII-IX веках.

 Селище Булатово-II находится на правом берегу Вытебети в 600 метрах к юго-западу от западной окраины деревни и занимает дюнообразное всхолмление в пойме правого берега реки. Его высота над поймой составляет 5-6 м, размеры 210-160 м, культурный слой – 0,3 м. Образцы керамики схожи с образцами первого селища.

 Третье почепское селище раннего железного века Селище Булатово-III можно увидеть в километре к северо-востоку от деревни на пойменной террасе правого берега реки. Его размеры 250х100 метров. Археологами здесь была найдена лепная толстостенная керамика со слабо отогнутыми венчиками, орнаментированными защипами и насечками. Из-за небольшого числа находок селище может быть отнесено как к поселениям почепской культуры, так и к раннеславянскому периоду.

 

 Святой Источник

 Святой источник– это душа Полесья, его Святыня, одна из основных достопримечательностей национального парка. Родник находится недалеко от села Старое, на поляне среди вековых сосен. Он образован несколькими ключами, вода из которых считается целебной. Родник восходящего типа бьет снизу из толщи песков, образуя чашу размером 3х3м, по дну которой постепенно перемещаются несколько ключей, периодически меняя свою интенсивность. Берега источника выложены природным камнем, установлено декоративное ограждение. Для подхода к  роднику и набора воды сделан деревянный мостик.

 Сюда, особенно летом, устремляется множество посетителей. Это место паломничества не только местных, но и жителей из более отдалённых районов и областей.

 Возникновение источника окутано тайной. Легенда рассказывает, что во время лесного пожара в 1702 году в окрестностях села Старое внезапно пошел сильный дождь с громом и молнией. Пожар был потушен благодаря дождю. Люди, которые во время пожара молили Бога о помощи, теперь горячо благодарили Его за спасительный ливень. В том месте, куда несколько раз ударяли молнии, на когда-то ровной поляне, они обнаружили расщелину, из которой било несколько ключей, и в тот же момент на поверхности воды предстала икона Казанской Божьей Матери. Крестьяне привели священника, который освятил этот родник и назвал его «Появленный», или «Явленный».

 С 1996г. рядом со Святым источником работает деревянная часовня. Особенно многолюдно здесь на церковные праздники, самый почитаемый из которых – праздник иконы Святой Казанской Божией Матери – 21 июля.

 В 2012г. ниже по течению родника построена новая купель, разделенная на две секции: мужскую и женскую. Помещения достаточно просторные, оборудованы лавочками. Глубина воды в купелях около 1,20 м.

 Рядом с часовней установлен Поклонный крест в память воинов, погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945годов. Ведь еще много солдат, без вести пропавших, осталось лежать в Полесской земле. Поисковый отряд из Нижнего Новгорода провел широкую акцию по установлению поклонных крестов на территории национального парка, так как именно здесь разворачивались ожесточенные бои за освобождение Орла, Курска, Белгорода в 1943 году.
 

 

 

 

 Село Льгов

 «Льгов – большое степное село с весьма древней каменной одноглавой церковью и двумя мельницами на болотистой речке Росоте. Эта речка верст за пять от Льгова превращается в широкий пруд, по краям и кое-где посередине заросший густым тростником". Это отрывок из рассказа «Льгов», вошедшего в «Записки охотника» нашего земляка – великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева, чье имя неразрывно связано с Орловским Полесьем.

 Село Льгов впервые упоминается в писцовых книгах в 1626-1627гг. В то время оно входило в состав Хотимского стана Карачевского уезда. По преданию предками льговичей были куряне, жители древнерусского местечка Льгов (или Ольгов, Олгов, Олегов) Курской губернии, известного по писцовым книгам с 1152г. В XIIIвеке он был разрушен, возможно, татарами, а на его месте возникло небольшое Ольгово городище.

 В конце XIвека курские крестьяне, страдавшие от феодальных войн, междоусобиц и набегов половцев, бежали из южных степей на северо-запад и селились на границе леса и степи. Беглые крестьяне свое новое место жительства назвали привычным именем прежнего местечка Льгов.

 История села Льгов насчитывает не одну сотню лет. В разное время у села были разные владельцы – достойные и хорошо знакомые из истории Российского государства люди.

 Главной достопримечательностью села является церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. Это одна из старейших сохранившихся каменных церквей XVIIIв Орловщины. Архитектурный стиль этой церкви относится к «Нарышкинскому барокко».

 В 1765 году крестьянин князя В.Б. Голицына Тарасий Вавилов на свои средства начал возводить кирпичный храм. Колокольня и трапезная в классическом стиле были возведены лишь в первой половине XIXв.

В 1894 году при церкви открылась приходская школа.

 В 1930 году храм закрыли. В 1960-е годы колокольня была сломана, остатки трапезной разобраны по кирпичикам.

 В 1992 году церковь Святой Живоначальной Троицы была передана общине верующих. Решающую роль в восстановлении храма сыграл Е.С. Строев, бывший в то время губернатором области.

 

 Село Ильинское

 Старинное русское село Ильинское в далеком прошлом находилось среди пустоши Подсосенье на Диком Поле. Скорее всего, Подсосенье перешло в категорию пустошей после разорения Смутного времени (XVIв.).

 С 30-х гг. XVIIв. правительство Романовых начало проведение политики «заказных городов». Боярам запретили приобретать земли на юге России. Уже имеющиеся в этих местах боярские вотчины «отписывались на государя». Затем эти земли здесь начали давать служилым людям «по прибору».

 Часть своих вотчин в Орловском крае потеряли и бояре Милославские. Они пытались сохранить оставшиеся вотчины или хотя бы свое влияние в них. Тем не менее, значительную часть земель вотчинников Милославских все-таки передали дворянам. Сначала в Ильинском обосновались Оболмасовы. Позже, либо глава семейства сменил место службы, либо сменял имение на меньшее по размеру с доплатой деньгами. В это время здесь и появились Косаговы.

 С 1654г. село упоминается как Ильинское, хотя в некоторых документах того времени оно значится как «Ильинское, Косагово тож». Первое название указывает на наличие в селе церкви во имя Ильи Пророка. «Историческое описание церквей, приходов и монастырей» за 1905г. сообщает, что «существует предание, будто помещик Косагов построил при кладбище в первой половине XVIIIв. церковь во имя Святого пророка Илии» (деревянную).

 Позже была построена еще и каменная церковь Знамения (вероятно, тоже построенная Косаговым). Церковные ведомости 1899г. Упоминают в селе «Знаменскую каменную и Знаменскую деревянную» церкви. В 1936г. Сруб деревянного храма был перевезен в пос. Хотынец (сначала в нем разместился военкомат, затем роддом, сейчас это жилое помещение). В настоящее время в селе нет ни одной церкви.

 Вполне мог заложить в вотчине храм в честь своего Святого покровителя Илья Данилович Милославский, тем более что одно из сел Милославского называлось «Ближним Ильинским». Кстати, в нем родилась его дочь Мария, которая впоследствии стала царицей – женой Алексея Михайловича. Позже селом владели знатные семьи - Самойловы и Глинка-Маврины.

 В Ильинском часто бывали заядлые орловские охотники - И.С.Тургенев и А.А.Фет, которых привлекали болотистые окрестности села, так называемые «глинкинские болота», где водилось превеликое множество дичи.

 Летом 1898г., незадолго до смерти в селе жил Василий Сергеевич Калинников, автор знаменитой «Первой симфонии». Уже тяжело больной туберкулезом, здесь он чувствовал некоторое облегчение своего состояния.


 

 Литературно-краеведческий музей «Тургеневское полесье»

 Находится в селе Ильинское и действует С 1991 г. Здесь собраны материалы по истории Орловского Полесья. Экспонаты для музея множились на удивление быстро. Окрестные селяне, узнав о новации, охотно приносили в музей домашние реликвии: прабабкины понёвы, сарафаны, ста­ринные утюги да лапти, дедовские деревянные инструменты, фронтовые почтовые треугольники, письма не вернувшихся солдат  с войны, по­хоронки.

 В музее четыре зала: «И.С.Тургенев и наш край», «Предметы быта, утварь и одежда крестьян конца ХIХв.», «Наш край в годы ВОВ», «Современная жизнь села». Экспозиция представляет коллекцию местных растений и энтомологическую редкую коллекцию бабочек, переданную в дар музею орловским доктором А.В. Сулевским.  В музее не берут платы за вход, возможны лишь добровольные пожертвования.

 В музее можно познакомиться с творческим коллективом фольклорного ансамбля «Калиновый садок», ставшего известным не только во всей Центральной России, но и за ее пределами. Название ан­самбля происходит от наименования местечка недалеко от Ильинского, к которому вела березовая аллея. Калиновый садок был посажен для барыни, возможно, для последней владелицы Ильинского – Марии Глинка-Мавриной. Это место существует до сих пор и называется так же.

 Репертуар ансамбля включает многочисленные русские народ­ные песни, старинные обрядовые песни, которые передаются из поколения в поколение. Костюмы у участников ансамбля те, что сохранили бабушки, они тоже соответствуют названию ансамбля. В расцветке костюмов присутствуют белый и красный цвета. Этим костюмам более 100 лет. Ансамбль «Калиновый садок» в последнее время стал известен во всей Центральной России.

Музей открыт ежедневно с 10 до 17 ч., кроме понедельника.

Заказ экскурсий: Нелюдимова Любовь Никаноровна 8 920 808 92 93.

 

Археологические и культурные памятники

 

 
 

Кто на сайте

Сейчас на сайте 127 гостей и нет пользователей

 

Обмен баннерами

Наши друзья

 

 

Счетчики